EN

Всеволод Пуля: «В будущем медиа станут поставщиками эмоций и запахов, а не новостей»

Медиаэксперт, главный редактор международного проекта Russia Beyond Всеволод Пуля поговорил с журналистами «Нации» (участник Альянса независимых региональных издателей, г. Ростов-на-Дону) об эволюции журналистики.

— Вы на днях опубликовали текст о медиатрендах 2018 года. Давайте их коротко обозначим для наших читателей.

— У нас таких трендов пять. Первый — это развитие естественных интерфейсов. Например, это аудиоколонка, с которой вы можете поговорить: спросить у нее, какая сейчас погода, какие последние новости, попросить поставить любимую песню. Не нажатием кнопок, а просто голосом, как если бы вы общались с другом.

Второй тренд — это социальное программирование. Ренессанс того, за что медиа раньше называли четвертой властью: когда мы программировали людей на какое-то поведение, объясняли им, что хорошо, а что плохо. Эта функция всегда была у журналистики, но в последнее время несколько затерлась, потому что медиа стали биться за трафик — и начали забывать о том, как могут влиять на общество. Конечно же, медиа утратили то влияние, которое у них было 50 лет назад. В новых условиях на общество влиять практически невозможно, потому что оно с удовольствием самоорганизуется, создает и распространяет контент. Но медиа все равно помогают читателю понять, разобраться в какой-то проблеме. С этим связано развитие форматов объяснительной журналистики: карточки, разборы, объяснение сложных вещей одним абзацем.

Третий, четвертый и пятый тренды связаны друг с другом. В одной социальной сети могут сосуществовать и газета «КоммерсантЪ», и блогер Илья Варламов, и просто пользователь. Они все участники этой платформы, все создают какой-то контент. Между платформами и профессиональными создателями контента всегда существовало напряжение. Но сначала платформы были не такие мощные, и традиционные поставщики контента наслаждались кредитом доверия аудитории. А сейчас платформы стали побеждать. В итоге все медийщики в начале 2018 года стали свидетелями «первой фейсбучной войны», как я ее называю. Когда фейсбук изменил свои алгоритмы так, что контент от традиционных медиа стал показываться обычным пользователям реже, чем контент от друзей, знакомых, коллег по работе. В итоге у профессиональных страниц упали охваты, и это повлекло за собой сокращение рекламных доходов. То есть пошла война поставщиков контента и распространителей контента — платформ. Последние зарабатывают намного больше и могут диктовать свои условия. И все три последних тренда связаны с этим взаимоотношением платформ и авторов.

Подробнее.