Война – газетным киоскам – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Война – газетным киоскам

Красноярскую мэрию, как и редакцию «КР», неравнодушные граждане завалили обращениями по поводу массового сноса киосков, торгующих прессой. Счёт уже не на десятки, а на сотни, тысячи подписей. Реакция чиновников – нулевая или близкая к таковой.

ПО СТУПЕНЬКАМ – К ПРОПАСТИ



Спросите у любого мэра, знает ли он о существовании приказа Минкомсвязи «Об утверждении рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации»?

Ответом, скорей всего, станет удивлённый изгиб бровей — что это за новый циркуляр? И без него указаний полным полно, не успеваешь реагировать. Между тем официальная бумага далеко не свежа, принята она в июне 2013 года, скоро можно будет праздновать пятилетие со дня её появления.

Согласно строгому документу, в российских городах один газетный киоск должен приходиться на 1,5 тысячи жителей, в районах — на 2,5 тысячи, в населённых пунктах, где проживают менее 50 тысяч человек, — на 4 тысячи жителей.

Неутомимые общественники из Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) ежегодно готовят рейтинг регионов по обеспеченности киосками прессы, оценивая доступность объектов по распространению периодической печатной продукции для населения. Последний появился чуть менее месяца назад.

В десятку лучших территорий вошли Калининградская область, республики Алтай и Бурятия, Воронежская, Челябинская, Архангельская, Тульская, Пензенская области, Хабаровский край, Липецкая область.

В Красноярском крае один газетный киоск приходится на 6 687 жителей, по обеспеченности стационарными местами торговли прессой наш регион находится на 18-м месте среди 85-ти субъектов Российской Федерации.

Вроде как особой гордости у нас быть не может, но и слёзы лить надо ли? Восемнадцатое место — ближе всё-таки к началу, чем к позорному концу списка. Это чиновники Хакасии пусть хмурят лбы — у них только 47-е место. Или тувинские со своей 70-й позицией в рейтинге.

Однако нет у нас повода не только для ликования, но и просто для радости. АРПП фиксирует сокращение количества стационарных мест торговли прессой едва ли не во всех регионах страны. В Красноярском крае годом ранее один газетный киоск приходился на 6 083 жителя.

Да, чуть не забыл. Существует ещё один рейтинг — руководителей регионов по отношению к системе распространения печатных СМИ. В прошлом году Виктор Толоконский находился в группе с 47-го и 59-е места. Хотя годом раньше наш губернатор занимал 30 — 40-е позиции.

Что называется, катимся вниз. Улучшатся ли показатели при Александре Уссе?

ЗАЧИСТКА ПО-КРАСНОЯРСКИ

Накануне Универсиады власти краевого центра приняли очень странное, мягко говоря, решение — продемонстрировать всему цивилизованному миру, в том числе представителям молодого поколения, что сибирякам отныне чужды традиции чтения.

Участники и гости студенческих Игр будут долго искать газетные киоски не только в центре города, но и вблизи мест проведения соревнований. Познакомиться с тем, что пишет о них, о спортивных рекордах местная и столичная пресса, купить значок или сувенир на память будет попросту негде.

Под видом благоустройства Красноярска и в связи с изменением линии дорог, а всё это делается под флагом подготовки к Универсиаде, киоски стали переносить из привычных (читай — людных, удобных) мест куда подальше. Как говорится, с глаз чиновничьих долой! Процедура получения так называемого компенсационного места может растянуться на месяцы, если не на годы.

Кроме того, уверяют руководители «Розпечати», это очень дорогое мероприятие, так как связано с переносом киоска, подключением его к электроснабжению. В случае с павильонами на улицах Забобонова и Крупской в районе БСМП, на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», 46, улице Партизана Железняка, 3 — у краевой больницы, улице Свердловской, 57 предстоит демонтаж и строительство новых павильонов.

Для примера они приводят киоск на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», 46. Затраты на его возведение составили 1 миллион 649 тысяч рублей, и эта сумма не окупилась до сих пор.

Большую долю товарооборота ОАО «Розпечать» приносят именно точки, перечисленные выше, а также на проспекте Свободном, 54, улице Профсоюзов, 38, проспекте Металлургов, 34, проспекте имени газеты «Красноярский рабочий», 120. Потеря товарооборота здесь негативно отразится на деятельности всего предприятия.

«Розпечать» уже получила от клерков мэрии 26 уведомлений о расторжении договоров с 1 января 2018 года. При этом предприятие имеет в городе всего 74 киоска. Выходит, на каждом третьем пытаются поставить крест.

При этом чиновники порой предлагают такие новые места для размещения киосков, где продавать прессу не только неудобно, но и стыдно. Например, рядом с помойками. А от одного из руководителей города я своими ушами слышал предложение совместить объекты торговли газетами, журналами с… городскими туалетами.

В том же приказе Минкомсвязи говорится о равномерном размещении киосков прессы в зоне жилой застройки, обеспечивающем шаговую доступность до объекта для большинства жителей района. Рекомендуется также, чтобы они были в непосредственной близости от торговых центров, рынков, административных зданий, поликлиник, культурно-досуговых центров, на центральных улицах и площадях, в местах с высоким пассажиропотоком.

Но что красноярцам указания Москвы! Показателен пример с киоском у БСМП. Нашли для него новое место, руководство больницы согласилось с установкой, поскольку понимает — для сотен обитателей палат пресса жизненно необходима.

Но городские власти заявили: подписать договор не можем, поскольку земля краевая. В краевом агентстве по управлению госимуществом, напротив, говорят, что не имеют к этому вопросу никакого отношения, обращаться нужно в мэрию. Круг замкнулся.

Что это — необдуманные действия или целенаправленная политика?

ГОРОД, СВОБОДНЫЙ ОТ ЧТЕНИЯ

Знаю примеры совсем иного отношения к организации торговли прессой. В Воронеже, например, власти не только не сносят газетные киоски, но и помогают этой небольшой, но важной для людей отрасли развиваться. Вплоть до выделения бюджетных субсидий, выстраивания совместных планов на будущее. И результаты улучшаются на глазах.

В Липецкой области в последние годы тоже непрерывно растёт товарооборот киосковой сети. Современные павильоны стали устанавливать не только в городах, но и в небольших населённых пунктах. И нет отбоя от желающих купить газету или журнал, книгу или что-то из сопутствующих товаров.

Почему же Красноярье — не только не пример для других, но теперь уже — и антипример? Задумывались ли над пагубностью такой политики в правительстве края, в Законодательном Собрании?

Распространители смотрят теперь с надеждой на Александра Усса — мол, он должен понять их, поскольку — свой, не варяг, в отличие от прежних губернаторов. Но только ли исполнительная и представительная ветви власти могут исправить положение? Оказывается, своё слово могут сказать и правоохранители.

В Тюменской области СМИ, у которых и без того снижается читательская аудитория, забили тревогу по поводу планов мэрии снести ряд газетных киосков. Как и в Красноярске, власти стали там делать всё, чтобы большая их часть оказалась вне закона.

Чиновники администрации Тюмени разработали проект постановления, предусматривающий сокращение более чем в три раза нестационарных торговых объектов. Но неожиданно вмешалась прокуратура, посчитавшая, что это противоречит федеральному и региональному законодательству.

Областное надзорное ведомство организовало проверки по факту попыток мэрии уничтожить сеть уличных точек, в которых преимущественно продаётся пресса. И буквально следом глава администрации Тюмени вынужден был подписать постановление, на основании которого схема нестационарных торговых объектов стала бессрочной, хотя до этого действовала до 31 декабря 2017 года. Конфликт исчерпан.

А что будет у нас? Прокуратура пока не грозит чиновникам даже пальчиком. Между тем нарастает не только недовольство предпринимателей и солидарных с ними руководителей СМИ, но и гнев простых людей, привыкших покупать газеты и журналы неподалёку от своего дома или по пути на работу, с работы.

В ответ на свои многочисленные обращения их авторы (это, повторяю, уже тысячи красноярцев) получают ответы — даже не от чиновников, а от притесняемых ими распространителей. В бумагах меняются только адреса:

«На ваше обращение установить газетный киоск сообщаем следующее. ОАО «Розпечать» обращалось в департамент социально-экономического развития, для определения места размещения газетного киоска в рамках получения компенсационных мест за снесённые киоски в Октябрьском районе, на улицах Киренского, 11, Софьи Ковалевской, 2, а ранее и на улице Киренского, 28. По всем адресам получен отказ, причины разные — архитектурные, градостроительные, пожарные, нарушение санитарно-экологических норм и правил…»

Город, свободный от чтения — именно таким может стать Красноярск накануне Всемирных студенческих игр 2019 года. Впрочем, дело даже не в Универсиаде. Она — всего лишь удобное прикрытие для чиновников. Соревнования продлятся несколько дней. А нам жить в этом городе дальше.

Источник: "Красноярский рабочий"