Депутаты спросят с регионов, где реализация периодики находится на грани уничтожения
20 ноября 2017Проблемы распространения газет и журналов в России обсудили на отраслевой конференции «Обеспечение шаговой доступности периодической печатной продукции для населения – положительный и отрицательный опыт субъектов Российской Федерации», организованной Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП). Президент ассоциации Дмитрий Мартынов отметил, что в России неуклонно сокращается количество объектов по продаже периодики – с 2004 года оно уменьшилось на 41%, а также библиотек и книжных магазинов (на 17% и 67% соответственно). В структуре розничного рынка распространения прессы в РФ, по словам докладчика, доля киосков, продающих газеты и журналы, в 2017 году в сравнении с 2014 годом упала с 72,4% до 60,5%, тогда как сетевой ритейл за тот же период расширился (с 11,5% в 2014 году до 33,7% в 2017 году). Однако супермаркеты не могут предложить покупателю такого ассортимента периодики.
Десятку лидеров по количеству объектов торговли прессой в этом году возглавляет Калининградская область (1 киоск на 3 653 жителя), после неё идут Республика Алтай (1 киоск на 3 875 жителей), Республика Бурятия (1 киоск 4 872 жителя). Аутсайдерами в 2017 году стали Чеченская Республика (1 киоск на 70 743 жителя), Республика Ингушетия (1 киоск на 68 639 жителей), Республика Саха (Якутия) (1 киоск на 64 189 жителей).
Депутат Госдумы, член комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин заявил, что эффективную помощь разрушающейся региональной рознице может оказывать только местная власть. Он также пообещал подготовить депутатские запросы в регионы, где реализация периодики находится на грани уничтожения.
Позитивным региональным опытом поддержки прессы поделилась главный консультант отдела аналитики, планирования и взаимодействия со СМИ управления по делам печати, телерадиовещания и связи Липецкой области Лариса Усачева. Регион входит в десятку субъектов РФ по количеству газетных киосков (1 павильон на 6 211 жителей). По словам Усачевой, для привлечения внимания покупателей в Липецке установили два мультимедийных павильона площадью 37 и 28 квадратных метров. В них читатели могут не только ознакомиться с расширенным ассортиментом печатной продукции, но и подключиться к Wi-Fi и выпить кофе, что в разы увеличивает продажи периодики. Администрация области уже пять лет удерживает размер арендной платы за квадратный метр земли под газетным киоском в 1 рубль рубля в муниципальных районах и 12 рублей – в Липецке. С 2015 года из регионального бюджета выделяются субсидии в размере 3 млн. рублей на компенсацию части затрат на доставку печатной продукции в наиболее удаленные районы области. Субсидия действует до 2020 года. В декабре город примет фестиваль «Читающий Липецк».