EN

АНРИ внес предложения в проект резолюции Общественной палаты о поддержке рынка региональных СМИ

Два мероприятия, посвященные проблемам региональной прессы, состоялись в Общественной палате РФ. На заседании Координационного совета региональных СМИ присутствовали не только представители прессы, но и сотрудники телевизионных компаний. Это был первый опыт знакомства Общественной палаты с проблематикой региональных медиа. Альянс независимых региональных издателей (АНРИ) заострил внимание на двух проблемах: реализации тезисов президента РФ, а именно адресной поддержке подписчиков в виде дотации сельской подписки региональных СМИ, и отмене экологического сбора. «Экосбор избыточен. Этот налог не имеет отношения к компенсации за утилизацию каких-то невероятных материалов. Это бумага, брось ее – она растворится. При этом никто ей раствориться не дает, бумагу активно перерабатывают. К тому же, газетные редакции не имеют возвратных тиражей. Мы считаем, экологический сбор необходимо отменить», – прокомментировал позицию Альянса исполнительный директор АНРИ Сергей Лапенков.

Актуальным вопросом современных СМИ стало медиаобразование. По мнению участников Координационного совета, конвейер по производству квалифицированных кадров в стране, несмотря на большое количество факультетов журналистики, не работает. Эксперты предложили вернуться к этому вопросу на других заседаниях.

Кроме того, Общественная палата решила изучить ситуацию с правами региональных журналистов. Только за последний месяц в России прогремели два дела, связанные с ущемлением прав сотрудников СМИ. В Якутске неизвестные избили корреспондентов издания «Якутия.инфо». По предварительной версии, на журналистов напали из-за публикации о создании интернет-портала, на работу которого были выделены деньги из бюджета. В Калининграде по подозрению в вымогательстве задержали и заключили под стражу депутата и редактора газеты «Новые колеса». Общественная палата соберет информацию о случаях в регионах, когда журналист либо подвергался преследованиям, либо становился фигурантом административного или уголовного дела.

Детальнее состояние рынка печатных СМИ в субъектах РФ и пути его развития обсудили на общественных слушаниях, организованных Общественной палатой и Ассоциацией распространителей печатной продукции (АРПП). Глава комиссии ОП по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Евгений Примаков отметил, что у региональных СМИ «огромный» спектр проблем. «По анкетированию, которое мы провели, порядка 42% СМИ не считают свое положение экономически устойчивым, только 11% сообщили, что у них на два года вперед виден горизонт. Должна быть точечная история поддержки», – цитирует Примакова Коммерсант.ru.

Неутешительные цифры представил президент АРПП Дмитрий Мартынов: подписные тиражи во втором полугодии 2017 года упали на 9,9%. В числе «рекордсменов» по спаду подписки: республика Тыва (-82,5%), Самарская область (-53%) и Ханты-Мансийский АО (-49,9%). Уменьшается количество газетных киосков: уже сейчас в России один павильон прессы обслуживает до 4078 человек, в то время как в Германии на один киоск приходится 740 читателей (Смотреть презентацию «Состояние печатного рынка СМИ в регионах и пути его развития»).

Меры по поддержке и развитию рынков печатных СМИ в регионах России включили в проект резолюции. Например, эксперты предлагают предоставить СМИ ряд налоговых послаблений: понизить тарифы по ставкам страховых взносов в социальные фонды с 30% до 26%, снизить НДС на рекламу до 13,5%, НДС на производство, выпуск и реализацию газет – до 5%.

АНРИ предложил включить в итоговый документ:

Раздел «Издательская деятельность»:

– освободить издателей от уплаты экологического сбора;

Раздел «Производство периодики и книг»

– установить предельно допустимый в периоде (полугодие, год) рост стоимости бумаги в пределах официального показателя инфляции;

Раздел «Подписка на прессу»

– реализовать тезис Президента РФ об адресной поддержке подписчиков в виде дотации сельской подписки региональных СМИ;

Раздел «Распространение прессы и книг»

– изменить практику оплаты издателями внутриобластных перевозок тиражей, разделив эти расходы с «Почтой России» в равных долях;

– обязать торговые сети в зонах продажи периодики размещать региональные издания.

Источник: АНРИ