EN

Омск не для печати?

В апреле 2016 года Правительство РФ выпустило постановление, которое регламентирует минимальное количество киосков по продаже прессы. Цель его проста – поддержать значимую социальную отрасль. Но в некоторых регионах постановление исполняется лишь формально. Яркий пример этой плачевной ситуации – Омская область, сообщают «Аргументы недели».

Согласно нормативам, в Омской области должно быть минимум 280 ларьков с прессой. Местные власти отчитываются: в регионе насчитывается 229 таких павильонов. Тогда почему омские распространители печати бьют тревогу?

«Оказывается, просто местные власти, в силу то ли политических, то ли экономических, то ли банального пофигизма (а как ещё можно назвать игнорирование правительственных постановлений?), в число киосков периодической печати решили включить даже те точки, которые прессой торгуют, словно сопутствующим товаром. В реальности же, по информации от ООО «Агентство оптовых продаж» (Роспечать) и от частных распространителей – в Омской области, дай Бог, чуть больше сотни специализированных киосков с прессой было по состоянию на март. Сейчас же по оценкам некоторых издателей у Роспечати осталось всего 20 киосков, а остальные она сдаёт в аренду.

Так, например, среди тех, кто оказался среди ларьков с печатью в Омске – сеть «Дилижанс». В одной из их точек буквально на 6 кв. м., согласно схеме размещения нестационарных торговых объектов (НТО), умудряются одновременно и готовить еду, и торговать прессой. При этом, вид торговли, как написано в постановлении, у этого НТО значится, как «специализированный». Хотя согласно ГОСТ Р 51303-2013, такой киоск следует признать «универсальным».

В чём разница? Дело в том, что отнесение НТО к «специализированному» объекту сразу убивает два зайца – закрывает отчётность по точкам общепита и киоскам продажи прессы», – выяснили журналисты «АН».

Причём случай этот не единичный. Так, например, НТО №59 тоже принадлежит сети «Дилижанс», имеет тип торговли «универсальная». Согласно постановлению, там должны торговать продовольственными товарами, табачными изделиями и прессой. При этом, если вновь обращаться к ГОСТ Р 51303-2013, то из пунктов 27-30 следует, что подобный НТО следует отнести к «комбинированным» типам. Однако, за счёт того, что в схеме размещения ларёк имеет вид торговли «универсальная», омская администрация его также относит к точкам по продаже прессы.

«За счёт такого жонглирования терминами получилось, что формально Омская область перевыполняет требования Правительства РФ. Однако по факту нехватка киосков с газетами составляет более чем в два раза!», – заявили журналисты.

Как сообщают распространители прессы, в городе не применяется понижающий коэффициент на аренду для Роспечати и «Омскпрессы», неохотно выделяются места под новые газетные киоски. Так как формально норматив по ларькам с прессой выполняется, Минэконом не снижает арендную плату за землю для таких специализированных НТО. На сегодня аренда составляет 400-600 руб. за кв. м., а всего два года назад была 150-200 руб.

«Чего же хотят распространители печати? Соблюдения законов РФ. Чтобы один и тот же ларёк не закрывал сразу несколько позиций в разных нормативах, чтобы специализированные НТО, действительно отдавались под специализированную торговлю, а не становились «универсальными» НТО, чтобы прикрыть нормативность не желающих решать реальные проблемы чиновников», – пояснили журналисты «АН».