EN

Что ждет медиа после блокировки Telegram

О том, что Telegram грозит блокировка, впервые заговорили несколько дней назад. Утром 23 июня число запросов о Telegram в Google выросло примерно до 5 тысяч, а уже на следующий день все федеральные издания и телеканалы запустили массовую кампанию по теме «Telegram — рассадник терроризма, его надо заблокировать и как можно скорее».

Так или иначе, несмотря на то, что блокировка Telegram, как и запрет VPN, обсуждается вполне серьезно, многие до сих пор не верят, что это возможно. Одной из причин служит то, что подобных «обещаний запретов» в России было немало, и лишь немногие из них претворялись в жизнь.

Представим, что Telegram и правда заблокируют. Что будет с медиа, имеющими в мессенджере свои представительства? А с теми, которые сфокусировали свою работу исключительно внутри Telegram? Разберем все случаи.

Начнем с изданий, для которых Telegram — это всего лишь ещё один канал для продвижения, такой же, как Facebook или «ВКонтакте». Да, формат другой. Да, аудитория хорошая. Но зачастую все читатели медиа в Telegram — это лишь сотая доля от его общей аудитории. Например, издание Meduza* при ежемесячной посещаемости в 27 млн визитов имеет всего лишь около 36 тысяч читателей в Telegram.

В основном СМИ идут в Telegram, потому что это «круто»: можно делать подборки, запускать ботов. Но при работе на трафик это не имеет смысла — переходить по ссылкам в публикациях будут от силы 5-7% от общего количества читателей.

Алексей Пономарь, издатель «Лайфхакера»:

​- Уверен, что именно для медиа ничего особенно не изменится. Всё-таки для большинства из них Telegram — не основной канал дистрибуции. Будем искать эту аудиторию в других местах.

– Аудитория из Telegram, безусловно, очень качественная — здорово, что здесь нет ботовых подписчиков в таком количестве, как в обычных соцсетях. Трафик из Telegram у нас сейчас сопоставим с трафиком из Twitter, правда, число подписчиков различается в шесть раз.

Илья Красильщик, издатель «Медузы*»:

– Думаю, никак особенно это всё на нас не повлияет. Российские медиа привыкли к тому, что им постоянно придумывают искусственные приключения: то «Яндекс.Новости» убьют, то главного редактора погонят. То собственника сменят, то вообще всех разгонят. В связи с этим закрытие Telegram для медиа (конечно, если это не Telegram-медиа) — не катастрофа.

– В том числе это не катастрофа для Павла Дурова, для которого Россия — далеко не главный рынок. Более того, блокировка мессенджера в России может даже улучшить его репутацию в других, более «важных» регионах.

– Но катастрофическая эта ситуация для людей, которые пользуются Telegram в качестве мессенджера. Ведь это один из наиболее удобных и быстрых сервисов для общения. Им пользуются все — от сотрудников администрации президента до вас и до нас. Так что пока это всё напоминает какую-то массовую стрельбу по собственным ногам.

Вероятно, от блокировки Telegram крупные СМИ практически ничего не потеряют: перераспределят бюджет и другие ресурсы на контент — толку, возможно, будет даже больше.

Гораздо большую опасность блокировка Telegram представляет для медиа, существующих исключительно в рамках мессенджера или, по крайней мере, использующих его в качестве основного канала для развития и продвижения. Авторы каналов потратили немало ресурсов на то, чтобы получить свои 10, 30, 50 тысяч подписчиков, и блокировка Telegram может свести все их усилия к нулю.

Тем не менее, многие авторы уже начали готовиться к «апокалипсису»: размещать в своих каналах информацию о сторонних площадках, на которых их публикации будут доступны в любом случае, рассказывать подписчикам о возможности подключения VPN прямо через Telegram без каких-либо сторонних сервисов.

Конечно, такие меры не помогут сохранить всю аудиторию целиком — некоторый процент читателей давно не активен или по каким-то причинам не желает читать интересующий его контент «на стороне».

О масштабах проблемы для внутренних медиа рассказала Валентина Евтюхина, автор канала Digital Eva:

Сколько времени и средств ты потратила на развитие и раскрутку канала?​

– Потратила чуть больше года. Раскручивала практически без денег, но тратила каждый день около трех часов на мониторинг инфоповодов и написание текстов.

Сколько зарабатываешь на своем медиа?

– Канал в Telegram приносит примерно 50-80 тысяч рублей в месяц. Иногда, конечно, бывают отклонения в меньшую или большую сторону.

Как скажется блокировка на внутренних медиа?

– Пока сложно сказать. Если она будет только на словах, а сам Telegram продолжит функционировать у тех, кто уже пользовался мессенджером, — тогда практически никак, потому что проблемы будут только с регистрацией новых пользователей.

– Если всё же каким-то образом заблокируют, то я потеряю большую часть аудитории читателей и коммуникаций внутри мессенджера.

Резюмируя: сторонние медиа ничего не потеряют от блокировки Telegram, а, наоборот, только приобретут освободившиеся ресурсы; внутренние же издания смогут перераспределить контент по сторонним площадкам и перевести активный процент своей аудитории туда, где ей будет удобно получать информацию. А Роскомнадзор, как обычно, останется ни с чем.

Источник: площадка для предпринимателей vc.ru 


*Meduza признана иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.