EN

Поспешные законы превращают российский Интернет в «цифровое болото»

Законодательный тренд в сфере Интернета носит репрессивный и обременительный характер. Российский сегмент теряет инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность, заявили эксперты круглого стола по обсуждению проблем интернет-законодательства, прошедшего в Комитете гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина.

До 2012 года российский Интернет развивался без государственного регулирования, однако ситуация изменилась и был принят ряд ограничений: закон о «черных списках» сайтов; антипиратский закон; закон о моментальных блокировках; о праве быть забытым; о блогерах (планируют смягчить или отменить); о локализации персональных данных. Эксперты отметили рамочность принимаемых законов, из-за чего трудно понять их содержание, а контролирующие органы получают возможность трактовать их по-разному.

В 2017 году был принят еще ряд законов: об онлайн-кинотеатрах; о штрафах для операторов за не блокировку ресурсов; запрет ресурсов, склоняющих детей к суициду. «Необходимость принятия его сомнительна, это подтверждают данные МВД, что только 1% детской смертности связан с Интернетом», – рассказал глава «Центра защиты цифровых прав» Саркис Дарбинян. Сейчас Госдума разрабатывает законопроекты о мессенджерах и запрете VPN, о товарных агрегаторах.

Принятие репрессивных законов часто объясняют международной практикой. Как рассказала директор по стратегическим проектам Института изучения Интернета Ирина Левова, организация исследует интернет-законодательство США, Великобритании, Германии, Дании, Нидерландов, Франции и Австралии. Предварительные результаты показывают, что законодательство этих стран не требует сплошного хранения контента. В России, согласно «пакету Яровой», планируют сохранять все данные в течение 6 месяцев, а информацию о фактах передачи сообщений – 3 года. За рубежом, пояснила Левова, такая возможность дается лишь в отношении лиц, подозреваемых в террористической деятельности. Кроме того, иностранные регламенты отличаются высокой детализацией.

Реализация «пакета Яровой» (оценивается в 4,5 трлн рублей), говорит эксперт, не предусматривает финансирования государством, и в результате оплата ляжет на потребителей. «Я видела рассылки некоторых региональных операторов, которые планируют изменение тарифов. Предполагается тарификация помегабайтная, погигабайтная, но не безлимитная. Чтобы записать и уместить весь этот трафик, его надо ограничить», – сказала Ирина Левова.

С 2011 года участились факты преследования пользователей за распространение информации, и ужесточились применяемые к ним наказания, рассказал юрист международной правозащитной группы «АГОРА» Дамир Гайнутдинов. Переломным стал 2016 год: ранее нарушителей чаще приговаривали к штрафам, сейчас – сажают за решетку. Были увеличены санкции по экстремистским статьям, в 2014 году появилась статья за призывы к сепаратизму. По ним за 2016 год были осуждены 654 человека, 4 оправданы.

Существующий тренд ведет Россию к Интернету без Facebook, Twitter, многих информационных сайтов и даже «Одноклассников», заявил юрист компании Park Media Consulting Николай Дмитрик. По его мнению, российский Интернет сейчас переживает средние века. «Мы видим много средневековых подходов, например, к персональным данным. Это касается законопроекта о государственном операторе Big Data. По нему всю Big Data о российских пользователях нужно будет сдавать (госструктуре)», – сказал Дмитрик.

Эксперты предложили публично оценивать каждый законодательный акт в сфере Интернета, чтобы поспешные законы не превратили российский сегмент в «цифровое болото».  

Источник: АНРИ