Роспечать: Экологический сбор для печати ввели бездарно и кулуарно
19 апреля 20172017 год, объявленный в России годом экологии, принес печатным СМИ неприятный сюрприз — экологический сбор, который в отрасли называют не иначе как новым налогом. Участники рынка еще даже не успели толком разобраться в вопросе, как уже наступил час икс — 15 апреля, дата, до которой сбор должен был быть уплачен. Кто по новому закону должен уплачивать экологический сбор, что будет с теми, кто не сделал этого вовремя, и как отразится закон на отрасли? Все эти вопросы PlanetaSMI.RU задала заместителю начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадию Кудию.
— Геннадий Николаевич, недавно в российском законодательстве появился новый термин — «экологический сбор». Что это за инициатива, откуда она появилась?
— Термин «экологический сбор» появился еще в 2015 году: тогда Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ были внесены поправки в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления». Вся нормативная документация о порядке и особенностях уплаты сбора была выпущена годом позже, а весной 2016 года в ходе ежегодной прямой линии с гражданами, президент России В.В.Путин заявил, что, несмотря на экономические сложности, с 2017 года будет введен отложенный на три года экологический сбор. В результате, в апреле прошлого года были утверждены ставки экосбора, а в августе — форма для расчета суммы. Уплатить сбор в бюджет организации должны были до 15 апреля 2017 года.
— И чем введение сбора грозит печатному рынку?
— Издателям и полиграфистам Федеральный закон N458-ФЗ создал дополнительные проблемы. Экологический сбор — это, по сути дела, еще один налог на реальное товарное производство. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 №1886-р, уплачивать его должны производители и импортеры бытовой техники, одежды, разнообразной упаковки, канцелярии, нижнего белья, ковров, стекла, электротоваров… Всего в перечне «товаров, подлежащих утилизации» 36 групп, в том числе под №36 значатся «Услуги по изданию газет», а под №13 «Изделия из бумаги и картона прочие». В обоих случаях ставка экологического сбора за 1 тонну пока установлена в размере 2 378 руб. Проще говоря, на величину этой ставки увеличивается цена одной тонны бумаги для издателей и полиграфистов (примерно на 8-10%), которая и так стоит недешево.
К сожалению, эта законодательная инициатива, равно как соответствующие постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, появлялись на свет не очень публично, во всяком случае, ни Роспечать, ни Минкомсвязи России их не согласовывали, потому что к нам они не поступали. Таким образом, по факту издатели, полиграфисты и распространители оказались просто поставленными перед необходимостью уплаты этого сбора, причем по непонятным правилам. Как выяснилось, его хотят брать и с производителей бумаги, и с полиграфистов, и с издателей, и с распространителей, т.е. в четырехкратном размере.
— Выходит, что и так немалая стоимость производства периодических печатных СМИ вновь увечится. А все ли обязаны платить экосбор — исключений не предусмотрено?
— Исключения есть: не платить его смогут те компании, которые в полном объеме утилизируют свой товар после утраты им потребительских свойств. Утилизировать отходы компании могут самостоятельно, через уполномоченную организацию на договорной основе, или став членом Союза производителей/импортеров, которому тоже разрешено заниматься сбором и утилизацией отходов. Как фактически реализовать эти возможности, пока неясно, поскольку нормативная база подготовлена еще не вся, а в нашем случае это сделать вообще невозможно. Мягко говоря, трудно представить, что кто-то из издателей или уполномоченная им организация начнут собирать для утилизации свои газеты после их прочтения даже в масштабах одного района.
И самое главное: скажите, какой такой вред для экологии наносит старая газета, которую либо сдают в макулатуру, либо сжигают, либо если даже просто выбрасывают, то она безболезненно гниет? Кто-либо видел у нас горы валяющихся неиспользованных газет? Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что выброшенная газета попросту разлагается после одного-двух дождиков и превращается в почву, заметьте, без всякого вреда для экологии. Так что последний в перечне «товаров, подлежащих утилизации» №36, видимо, не случаен — похоже долго думали, чего бы еще притянуть за уши под уплату экологического сбора. Тем не менее, обязанность уплачивать налог и сдавать отчетность, уже установлена.
Добавлю, что не уплатившие сбор компании должны получить от Росприроднадзора требование о добровольном погашении задолженности. И если в течение 30 календарных дней со дня его получения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не погасит долг перед бюджетом, Росприроднадзор взыщет его в судебном порядке, согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.2015 №1073.
— Более чем смущают указанные в Распоряжении Правительства №1886-р формулировки. Почему в пункте №36 только услуги по изданию газет? А как же журналы, книги и прочая печать?.. Или они входят в пункт №13 как «изделия из бумаги…»? Прокомментируйте, пожалуйста.
— Я же говорю, составители долго думали. Допускаю, что книги постеснялись включить в этот «замечательный» список, а о журналах либо просто забыли, либо даже не знали об их существовании. Что, кстати, не мешает подтянуть их в список плательщиков сбора, мотивируя это тем же пунктом №13 — изделий из бумаги, как известно, много…
— Честно говоря, понятие «утилизация» в отношении печатных СМИ не совсем понятно, ведь их основная масса сразу действительно перерабатывается в макулатуру…
— Совершенно верно, и я отчасти уже говорил об этом выше. Из макулатуры преимущественно делают промышленный картон, который где только не используют. В общем, пункт №13 широк, а бумага, как долгоиграющий поставщик экологического сбора, таким образом превращается просто в золотую жилу. А если серьезно, то здесь наблюдается явный перебор и перекос в понятиях, причем отовсюду торчат большие фискальные уши, поживу для которых создали бездарно и кулуарно.
Повторюсь, газета — не пластик, и она быстро разлагается без всяких последствий для экологии. Поэтому, на наш взгляд, необходимо обязательно вернуться к этой проблеме, рассмотреть и доказать, что такой сбор для газет не нужен вообще, тем более сегодня, когда они и так находятся в крайне сложном экономическом положении. Ну, разве что в качестве последнего гвоздя в крышку их гроба!…
— Если экологический сбор действительно так больно ударит по издательскому рынку, почему издатели до сих пор не бьют в колокола?
— Начинают, так как раньше они об этом либо не знали, либо просто не придавали значения проблеме. И это очень большой вопрос для всей нашей индустрии, особенно деловых СМИ, которые уполномочены такими вещами заниматься априори. А тут — закон появился в 2015 году, более полудесятка постановлений и распоряжений Правительства в 2016-м, и ни гу-гу. Получается, что о себе, о своих же интересах мы попросту не заботимся! А кто будет это делать? Можно, конечно, опять перевести стрелки на чиновников, тем более что и мы здесь проморгали ситуацию. Но ведь нам даже наводку никто до самого последнего времени не дал!
— Какие коррективы, на ваш взгляд, необходимо внести в базовый документ с тем, чтобы его положения не оказали пагубного влияния на отрасль печатных СМИ?
— Здесь все достаточно просто, но только с точки зрения элементарной логики. Коль скоро группы товаров, облагаемых экологическим сбором, определены распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2015 № 1886-р, то, прежде всего, надо добиваться исключения из него товарной группы №36 «Услуги по изданию газет», а заодно подкорректировать правила начисления экологического сбора по группе №13 «Изделия из бумаги и картона прочие» так, чтобы их нельзя было использовать применительно к газетам, журналам и книгам. Одновременно, не вредно будет повнимательнее посмотреть на базовый закон №458-ФЗ. Возможно, там уже есть какие-то зацепки, позволяющие реализовать выше предложенные меры, например, как избыточные.
Источник: PlanetaSMI.RU