EN

Национальная ассоциация издателей обратилась в Федеральную антимонопольную службу

13 января 2017 года Председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин на пленарном заседании российского парламента заметил, что «нищие районные газеты, борясь за сохранение подписки, оплачивают увеличение доходов стратегического предприятия «Почта России». По его словам, «Почта» не проводит мероприятий и не поощряет своих сотрудников за увеличение числа потребителей подписных изданий». Вместо этого, «Почта» получает большую часть прибыли от подписки, никто не называет цифру меньше 60 процентов».

По мнению экспертов Национальной Ассоциации издателей, указанная Л.Левиным цифра может оказаться намного больше.

В декабре 2016 года, во время одного из интервью Леонида Левина, ему был задан вопрос о том, почему «издателям, не желающим включаться в каталог ФГУП «Почта России», дают низкие скидки с почтового тарифа во время декад подписки». В ответ парламентарий указал на то, что «любые попытки использования монополистического положения на рынке в целях подавления конкуренции должны пресекаться. Если предприятие – не важно государственное или частное, действует против интересов граждан, федеральные контролирующие органы должны включаться и реагировать на такие ситуации. Если этого недостаточно, то вполне оправдано привлечение депутатов и законодательной власти в целом».

Осенью 2016 года Национальная Ассоциация издателей (НАИ) обратилась в Федеральную антимонопольную службу с предложением дать юридическую оценку факту предоставления скидок разного уровня издателям, включающимся в каталоги подписных агентств и каталог ФГУП «Почта России». В настоящий момент между НАИ и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) происходит переписка по данному вопросу. Предлагаем вниманию читателей блога одно из писем, отправленных НАИ в ФАС.

***

Руководителю Федеральной

Антимонопольной Службы РФ

Артемьеву Игорю Юрьевичу

Москва, ул. Садовокудринская д. 11

Вице-президент Союза Издателей

«Национальная Ассоциация Издателей» (НАИ)

Орешкин Александр Георгиевич

Москва, ул. Бакунинская, 72

Уважаемый Анатолий Николаевич!

От лица Союза издателей «Национальная Ассоциация издателей» благодарю Вас за оперативное рассмотрение обращения о неправомерных действиях ФГУП «Почта России» в части нарушения пункта 1 подпункта 6 статьи 10 федерального Закона от 26.07.2006 №135-ФЗ (редакция от 05.10.2016) "О защите конкуренции".

По существу поднятых в Вашем письме вопросов могу сообщить следующее:

– Тарифы ФГУП "Почта России" на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов регулируются не договорными отношениями между издателями и ФГУП "Почта России", а устанавливаются строго в соответствии с «Методикой формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов». Данная Методика является действующей и утверждена распоряжением ФГУП "Почта России" №82-р от 29.06.2007 года (далее – Методика). В распоряжении НАИ есть также актуализированная версия этой Методики, датированная 2012 годом. В соответствии с указанной Методикой, в состав тарифа на услугу ФГУП "Почта России" по приему и обработке заказов на подписку и доставку газет и журналов, взимаемого с подписчика, включены затраты на прием и обработку заказов на подписку и доставку газет и журналов от газетных узлов ФГУП "Почта России" до подписчиков.

– Тариф на услугу ФГУП "Почта России" по приему заказов на подписку и доставку газет и журналов не является договорным, то есть не регулируется договорными отношениями между ФГУП "Почта России" и редакциями, издательствами и распространителями, но должен устанавливаться ФГУП "Почта России" строго в соответствии с утвержденной Методикой. Стоимость работ, связанных с этим тарифом, учитывается в составе конечной подписной цены на издание. То есть, эта стоимость взимается с подписчика. Кроме того, согласно пункту 10.2 указанной Методики, ФГУП "Почта России" имеет право предоставлять скидки на услуги по приему заказов от клиентов на подписку и доставку периодических печатных изданий, но только при условии, что такие скидки предоставляются на определенный период исключительно на недискриминационной основе.

– Издателям и подписным агентствам были представлены письма от уполномоченного руководителя Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг ФГУП "Почта России" М.А. Казакова № 1.9.3.12-19. /7863 от 26.08.2016 и № 1.93. 12 -19/ 7794 от 24.08.2016 об утвержденных ФГУП "Почта России" тарифах на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов на второе полугодие 2017 года. Из указанных писем следует, что ФГУП "Почта России" предоставляет скидки на услугу по доставке газет и журналов на второе полугодие 2017 года в зависимости от того, в какой каталог (собственный каталог ФГУП "Почта России" или каталог коммерческого подписного агентства) издатель или распространитель включают информацию о распространяемых печатных изданиях. В случае включения в собственный каталог ФГУП «Почта России» скидка увеличивается на 5%. На наш взгляд, это обстоятельство красноречиво указывает на дискриминационный характер предоставляемых скидок и их направленность на ограничение конкуренции со стороны ФГУП «Почта России», официально признанного доминирующим субъектом на рынке распространения периодических печатных изданий по подписке. Уже сам факт представления неравноправных условий для участников рынка подписки (издателей и распространителей), зафиксированный в распорядительных письмах ФГУП "Почта России" свидетельствует о нарушении ФГУП "Почта России" пункта 1 подпункта 6 статьи 10 федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (редакция от 05.10.2016) "О защите конкуренции". Согласно этому закону, запрещается злоупотребление хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением. В том числе запрещается экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же период, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, на основании пункта 8 статьи 10 вышеупомянутого закона, хозяйствующий субъект, имеющий доминирующее положение, не вправе создавать дискриминационные условия для других участников рынка. ФГУП "Почта России" является доминирующим хозяйствующим субъектом: в соответствии с приказами ФАС России № 263 от 17.11.2005 года и № 216 от 31.12.2004 года, почтовый оператор включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю более 35% по позициям "подписка на периодические печатные издания" и "доставка периодических изданий по подписке".

– По имеющейся у НАИ информации, предоставление скидок на услуги по доставке периодических печатных изданий не согласовано с ФАС и иными уполномоченными органами, что является нарушением пункта 10.2 «Методики формирования и применения тарифов на услугу по приему заказов от клиентов на подписку и доставку газет и журналов», утвержденной распоряжением ФГУП "Почта России" №82-р от 29.06.2007 года.

– Дополнительно сообщаем, что Союз издателей «Национальная Ассоциация издателей» (НАИ) не располагает текстами договоров, заключенных издателями и ФГУП "Почта России". Эта информация является коммерческой тайной и по запросу НАИ представлена быть не может. Кроме того, как уже было описано выше, запрашиваемые вами договоры не имеют отношения к тарифам на услуги по приёму заказов на подписку и доставку газет и журналов подписчикам.

На основании вышеизложенного прошу считать факты, изложенные в настоящем письме, дополнительными обстоятельствами подтверждающими нарушение ФГУП «Почта России» пункта 1 подпункта 6, пункта 8 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и учитывать их при вынесении решения, по итогам проверки Заявления Союза издателей о нарушении ФГУП «Почта России» антимонопольного законодательства.

С уважением, вице-президент Союза Издателей «НАИ» А.Г. Орешкин

Источник: Блог на "Планета СМИ"