Региональные издатели – члены АНРИ – о грантовом конкурсе Роспечати – АЛЬЯНС НЕЗАВИСИМЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИЗДАТЕЛЕЙ
EN

Региональные издатели – члены АНРИ – о грантовом конкурсе Роспечати

На межрегиональном форуме ОНФ представительница ГТРК «Адыгея» выразила сожаление, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям дает гранты крупным многотиражным федеральным изданиям, обходя вниманием региональные и муниципальные СМИ. По ее словам, лишь 12% регионалов получили поддержку, «а и те с трудом можно назвать региональными средствами массовой информации».
Представители Роспечати пояснили, что все грантовые средства (270 млн. рублей) были выделены исключительно региональным СМИ. Действительно, среди них есть издания, которые работают в регионах по франшизе крупных федеральных брендов, но при этом они также являются региональными СМИ – среди них, например, «Аргументы и факты на Енисее», «Комсомольская правда» (Воронеж) и другие. В целом в 2015 году в Роспечать поступило около 800 заявок на поддержку социально значимых проектов, поддержку получили более 750 проектов.
Мы попросили региональных издателей – членов АНРИ, среди которых немало тех, кто в нынешнем или в прошлые годы получал гранты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям – высказать свое мнение относительно того, являются ли, по их мнению, критерии конкурса справедливыми и нужно ли относить к региональным СМИ редакции, работающие в регионах по франшизе крупных федеральных брендов.
Игорь Ходырев, главный редактор «Омутнинские вести+» (Омутнинск):
– Меня как редактора критерии конкурса вполне удовлетворили. Темы для социальных проектов настолько широки, что нам не нужно было придумывать ничего специального, а просто продолжать писать о том, о чем мы и писали. Возможно, у конкурса слишком строгий финансовый подход в плане оформления документов – понятно, что речь идет о государственных деньгах, но, может, стоит его облегчить или сделать более подробную инструкцию по их оформлению. Нам пришлось три раза документы досылать. По поводу рассмотрения заявок от самостоятельных региональных СМИ и тех, кто представляет крупные федеральные СМИ, в одной группе – не уверен, что это справедливо.Сергей Строителев, главный редактор деловой газеты «Город N» (Ростов-на-Дону):

– Мы в прошлом году получили грант от Роспечати – 500 тыс. руб. Процедура в целом понятна и помощь была очень своевременна. Кроме чувства благодарности ничего от этого сотрудничества не осталось.Станислав Глухов, главный редактор газеты «Хабаровский Экспресс», генеральный директор ООО «Издательский дом «Гранд Экспресс» (Хабаровск):

– Я проработал 47 лет в журналистике и знаю, что журналисты – все разные, и мотивы у них могут быть различные, особенно когда они задают вопрос президенту. Впрочем, разберемся на уровне фактов. По словам г-жи Шишевой, лишь 12% от подавших заявки получили гранты Роспечати, а по данным Роспечати, – 95% от числа тех, кто подал заявки. Две совершенно разные цифры. Откуда взялась первая цифра, неизвестно, а журналист, согласно ФЗ «О СМИ», обязан проверять информацию. Вторая цифра – из официального отчета.
«Хабаровский Экспресс» и «Хабаровский пенсионер» – две общественно-политические газеты издательского дома «Гранд Экспресс», совершенно не зависимые ни от властей, ни от спонсоров – получали гранты Роспечати, как и газета «Московский комсомолец в Хабаровске» – совершенно самостоятельное издание, которое имеет: свой региональный (а не на всю страну!) тираж, гораздо меньший, чем у некоторых региональных и муниципальных изданий; свою четко прописанную в договоре франшизы территорию распространения (Хабаровский край и ЕАО); своего главного редактора и, соответственно, полноценную редакцию; и самое главное, «МК в Хабаровске» зарегистрирован как самостоятельное региональное издание, имеющее свидетельство о регистрации № 015442, выданное Госкомпечати РФ. Подчеркну, что местные региональные издания федеральных брендов, как правило, более независимы от властей субъекта или муниципалитета, чем местные – краевые, областные, муниципальные – издания.

И последнее. Существуют четкие условия предоставления грантов Роспечати, они опубликованы. И любой факт непредоставления гранта может быть проверен на соответствие данным правилам, нравятся кому-то или нет эти правила. Искренне жаль, что коллега из Адыгеи Людмила Шишева, вольно или невольно, но – ввела в заблуждение президента РФ Владимира Путина.Валерий Безпятых, директор ООО «Городские вести» (Ревда):

– Мы впервые в этом году заявлялись и получили два гранта Роспечати – на газету «Городские вести» в Ревде и Первоуральске. Газета каждого города представила по своему проекту. Условия конкурса внешне достаточно сложны, но после консультаций с Роспечатью мы смогли правильно составить заявку по Ревде. Заявку по Первоуральску мы сделали позднее и уже самостоятельно. Сейчас как раз занимаемся отчетами по этим грантам. Многие наши коллеги не участвовали в конкурсе по причине либо слишком сложных, на первый взгляд, условий, либо слишком незначительным суммам по коротким проектам. Или же – основываясь на многолетнем опыте, согласно которому государство скорее мешает, чем помогает независимой прессе. Проблема, на мой взгляд, не в том, что независимые региональные и муниципальные газеты не смогли получить грант, а в том, что многие потенциальные получатели просто не заявились. У меня есть основания предполагать, что в этом году такой проблемы уже не будет. Понимаю сомнения коллег относительно справедливости предоставления грантов редакциям, работающим по федеральной франшизе. Однако – фактически – и выгодоприобретателем, и исполнителем гранта является именно региональная редакция, поскольку работает на регион и выполняет локальные проекты, направленные на своих читателей, что вполне в русле идеологии данного конкурса.
Татьяна Крохалева, директор ООО «Пресса-ТОМ», газета «ЗОРИ ПЛЮС»:
– Мы уже несколько лет являемся грантополучателями Роспечати, но вначале было несколько фальстартов. Хотелось бы иметь обратную связи и понимать, почему тебя не выбрали, чтобы подготовиться к следующему году. Хотя понимаю, что ответить всем пятидесяти изданиям, не прошедшим конкурс в 2015 году, наверное, невозможно. Мы уже «набили» руку и теперь знаем, как писать проект, как считать и отчитываться.

У нас в Пермском крае я предложила такую же схему распределения краевых денег между районными газетами, но столкнулась с большим сопротивлением редакторов СМИ: получать за пиар легче, чем поработать головой, посчитать, а потом отчитаться. Но это уже проблемы менеджмента местных СМИ. Для тех, кто хочет заработать деньги, не пиаря власть, а реально занимаясь социальной журналистикой, – пока лучшей схемы распределения средств, чем через целевые гранты, я не вижу

На мой взгляд, гранты получают в основном региональные СМИ. АиФ тоже в регионах на самоокупаемости, я это знаю. Другое дело, что АиФ сумели так организовать работу и с Роспечатью, что в списке грантополучателей региональные АиФ очень заметны в 2015 году. Раньше было видно, что хорошо поработали Татарстан, Башкортостан, Самара и т.д. То есть там, где есть организационный центр, — там и больше грантов.

Гранты Роспечать распределяет между негосударственными (независимыми) СМИ. Формально (по крайней мере у нас в Пермском крае) больше 80% СМИ – АНО, ОАО, ООО – но доля собственников от муниципалитетов в них более 50%, то есть фактически они муниципальные. И они и без грантов получают миллионы рублей на информационное обслуживание власти.

В 2015 году мы в общей сложности получили больше 700 тысяч рублей. При галопирующем падении рекламы на рынке и спаде по тиражу (при этом мы остаемся лидерами на рынке рекламы и тиража) нас это спасло от банкротства.Источник: АНРИ