Исследовательский центр компании «Делойт» опубликовал доклад «Медиапотребление в России-2019. Тенденции монетизации контента в Интернете».
Средний уровень медиаохвата россиян в 2019 году составил 52%, что чуть меньше по сравнению с предыдущим годом. Снижается доля россиян, посещающих театры, падает популярность прослушивания радио и просмотра телевизора. Зато Интернет остается одним из самых используемых медиаканалов, растет популярность видеоигр, следует из доклада «Делойт».
Использование Интернета
Индекс роста медиаактивности использования Интернета самый высокий среди всех медиаканалов: самые активные пользователи Интернета – молодые люди и в возрасте 16-19 лет, второе место поделили между собой россияне старше 65 лет и респонденты среднего возраста 40–44 лет.
Основные причины, по которым россияне используют Интернет в рабочие и выходные дни одинаковы, – это поиск определенной информации, проверка новостей в социальных сетях и дружеское/ неформальное общение. Доля тех, кто проверяет социальные сети и общается с друзьями в рабочий и выходной день, не отличается, что демонстрирует высокий уровень проникновения социальных сетей в повседневной жизни
Наиболее популярные интернетресурсы среди россиян – это YouTube и ВКонтакте. Их используют 86% и 80% респондентов соответственно. Следом по популярности идут такие социальные сети, как Одноклассники (57%), Instagram (52%) и Facebook (44%).
Telegram продолжает оставаться распространенной платформой среди россиян (25%), несмотря на попытки его заблокировать.
Респонденты отмечают, что в среднем они стали заметно чаще использовать видеохостинг YouTube (на 29 п. п.), а также социальные сети ВКонтакте (на 15 п. п.) и Instagram (на 19 п. п.).
На самой популярной платформе YouTube пользователи преимущественно потребляют контент, который создают известные личности (37%), а также рядовые пользователи (32%).
Сравнивая такие социальные сети, как ВКонтакте, Одноклассники и Facebook, можно заметить, что наибольшей популярностью пользуется контент, создаваемый друзьями пользователей. Особенно сильно это проявляется в сети Одноклассники (73%), тогда как во ВКонтакте значительно большую роль играют сообщества (23%). Facebook отличается существенно большей долей контента, создаваемого известными личностями (16%), а также незнакомыми респондентам рядовыми пользователями (17%).
Просмотр телевизора
Индекс медиаактивности просмотра телевизора составил -4 п. п. Темп снижения замедляется второй год подряд. Особенно падает интерес к просмотру телевизора среди молодых людей в возрасте 16–24 лет, что характерно и для других стран.
Прослушивание радио
Больше всего прослушивание радио распространено среди жителей Москвы (60%) и средних по размеру городов (62%). Радио более популярно среди мужчин, чем среди женщин (разница 10 п. п.), а также среди тех, кто работает (на 17 п. п. выше, чем среди незанятых), и граждан с высшим образованием (на 13 п. п. выше, чем среди респондентов, не имеющих высшего образования). Реже слушают радио респонденты в возрасте 16–24 лет (на 21 п. п.)
Чтение печатных СМИ
Индекс медиаактивности чтения печатных СМИ стал самым низким среди всех медиаисточников – -20 п. п. Значительное снижение чтения печатных СМИ наблюдается среди респондентов из небольших городов (-25 п. п.), а также жителей Северо-Западного федерального округа (-41 п. п.). Резкое падение индекса наблюдается также у респондентов старше 60 лет (-32 п. п.) и респондентов с высоким уровнем доходов (-27 п. п.).
Печатные СМИ более популярны среди жителей Москвы (на 5 п. п. выше среднего показателя). Ниже среднего показателя аудитория чтения печатных СМИ среди жителей Сибирского и Южного федеральных округов (на 7 п. п.), студентов (на 19 п. п.) и незанятых граждан (на 6 п. п.), а также среди тех, кто проживает один (на 13 п. п.). Женщины читают печатные СМИ несколько чаще, чем мужчины (на 5 п. п.)
Скачать исследование «Медиапотребление в России-2019. Тенденции монетизации контента в Интернете».